ГУРИЙ
Том XIII , С. 472-473
опубликовано: 20 октября 2011г.

ГУРИЙ

Еп. Гурий (Буртасовский). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)Еп. Гурий (Буртасовский). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)(Буртасовский Сергей Васильевич; 30.06.1845, с. Буртасы Свияжского у. Казанской губ., по др. данным, Казань - 5.01.1907, Симбирск, ныне Ульяновск), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье диакона. Окончил Казанское ДУ, в 1868 г. Казанскую ДС, в 1872 г. КазДА со степенью канд. богословия за соч. «Современный вопрос о благотворительности и его решение по духу христианства». 16 марта 1871 г. принял постриг и был рукоположен во диакона, 4 июня 1872 г.- во иерея. С 16 мая 1872 г. стал преподавателем богословских наук в Иркутской ДС, с 23 нояб. 1877 г.- смотрителем Иркутского ДУ. С 1873 г. занимался миссионерской деятельностью, путешествовал по Дальн. Востоку, крестил бурят, основывал миссионерские станы. 14 янв. 1879 г. посвящен в сан архимандрита. С 12 февр. 1880 г. начальник Иркутской духовной миссии и настоятель Ниловой пуст. в Иркутском окр. и губ., с 30 дек. того же года исполнял обязанности ректора Благовещенской ДС, с 18 февр. 1885 г. ректор.

22 июля 1885 г. Г. хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. Продолжал длительные поездки по региону, считал неудовлетворительными существующие миссионерские школы при станах и вместо них предлагал устроить в Хабаровске общую школу для детей разных национальностей с 2-годичным обучением по программе церковноприходских школ. В письмах к обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву Н. И. Ильминский резко возражал против этой идеи, считая, что «принудительное разлучение на долгое время» учеников с родными, обучение на неродном языке приведут к отрицательным результатам. В 1892 г. Г. был вызван для присутствия в Святейший Синод, 24 окт. того же года назначен епископом Самарским и Ставропольским. В Самаре Г. стал поддерживать систему миссионерской деятельности Ильминского, ввел должности епархиального и окружных миссионеров, активно внедрял богослужения на инородческих языках, по его настоянию семинаристы стали изучать мордов. и чуваш. языки для проповеди в сельской местности. Г. придавал большое значение единоверию, первым из Самарских архиереев стал служить в единоверческих храмах. В целом это способствовало ослаблению позиций старообрядцев в епархии. Заботился о духовно-учебных заведениях, при нем было открыто множество церковноприходских школ, Г. ввел в них преподавание рисования, медицины, поощрял уроки музыки и пения. Для ДС было выстроено новое здание, открылось общежитие для бедных воспитанников семинарии. По инициативе Г. была учреждена касса взаимопомощи епархиального духовенства, Г. оказывал материальную поддержку сиротам и вдовам. По его поручению были собраны и опубликованы материалы по истории чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря. При Г. в 1894 г. завершилось 25-летнее строительство Воскресенского кафедрального собора.

19 окт. 1897 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры Г. участвовал в хиротонии свт. Тихона (Белавина; впосл. Патриарх Московский и всея России) во епископа Люблинского. С 23 апр. 1904 г. епископ Симбирский и Сызранский.

Был награжден орденами св. Анны 2-й и 1-й степени, св. Владимира 3-й и 2-й степени. В 1902 г. избран почетным членом КазДА. Остро переживал революционные события 1905-1907 гг. Был похоронен в склепе Знаменского придела Николаевского собора Симбирска.

Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 537.
Соч.: Дополнительные лекции по догматическому богословию. Иркутск, 1874; Осн. богословие. Иркутск, 1876; Первое мое знакомство с деятельностью Иркутской духовной миссии: (Дорожные заметки нового начальника Иркутской отд. миссии) // Иркутские ЕВ. 1880. № 47-50 (отд. отт.: Иркутск, 1880); Правосл. ответ сектанту, мнящемуся быти мудрым о Христе. Благовещенск, 1891; Высокое достоинство, спасительность и значение церк. Православия для истинно-человеческой жизни, в противоположность сектантству // Самарские ЕВ. 1894. № 4-5 (отд. отт.: Самара, 1894); Архипастырское вразумление хлыстовских лжеучителей // Самарские ЕВ. 1899. № 2. С. 1-4; Руководственные указания миссионерам // Правосл. благовестник. 1899. № 17.
Лит.: Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования: 1870-1892. Каз., 1892. С. 469-470; Прощание с паствой преосв. Гурия, еп. Камчатского, пред отъездом в С.-Петербург для присутствия в Свят. Синоде. Иркутск, 1892; Ильминский Н. И. Письма к обер-прокурору Свят. Синода К. П. Победоносцеву. Каз., 1895; [Некролог] // Колокол. 1907. № 285; [Некролог] // Изв. по Казанской епархии. 1907. № 6. С. 175; Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 69-80.
Е. В. Липаков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДР (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907), еп. Гурийско-Мингрельский, свт. (пам. груз. 26 сент.)
  • АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель
  • ВАРСОНОФИЙ (Охотин Иаков Петрович; 1830 - 1895), еп. Симбирский и Сызранский
  • ВЛАДИМИР (Алявдин Василий Федорович; 1791 - 1845), еп. Тобольский и Сибирский
  • ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии
  • ДИОНИСИЙ (Хитров Димитрий Васильевич; 1818 - 1896), еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, сподвижник свт. Иннокентия (Вениаминова)
  • ЕВГЕНИЙ (Сахаров-Платонов Макарий Дмитриевич; 1814 - 1888), еп. Симбирский и Сызранский